Если эта беда началась внезапно - скорее всего помпа (проворот крыльчатки). Забиваются система и радиатор обычно постепенно. Если помпа "заводская" и её пробег более 80-90 тыс - её точно нужно менять (у меня, в своё время, она провернулась на 106 тыс) и не стоит экономить на детали для замены. Ещё нужно сказать большое "спасибо" конструкторам ТЗА, что крыльчатку обычно проворачивает а не клинит шкив помпы. Ответ на вопрос "почему когда машина работает без кондиционера то греется, когда работает с кондиционером" довольно прост. У кондиционера есть второй вентилятор (он на передней стороне бутерброда из радиатора и конденсора кондиционера). Вместе с включающимся на 100 градусах вентилятором радиатора (он на задней стороне бутерброда, смотрит в сторону двигателя) им удаётся боле-менее сдуть тепло непосредственно с двигателя при текущих погодных условиях. Но при более высоких наружных температурах и в пробке без помпы, даже вдвоём, они тоже не будут справляться. К тому же, при недостаточной циркуляции жидкости, есть риск локальных перегревов, несмотря на то, что датчик показывает, что всё более-менее приемлемо.